Краткая история

Село Мелекес расположено в пригородной зоне г.Набережные Челны. Всего 320 хозяйств, около 1000 жителей. В селе средняя школа (111 учащихся), детский сад, медпункт, Дом культуры, магазины. Население в основном работает на предприятиях г.Набережные Челны, в аэропорту, малая часть - в фермерских хозяйствах.

По преданиям старейшин нашего села, около 500 лет назад в этих местах находилась деревня Чаде. По поверью, название исходит от слов «святы» - «Святая вода». Так окрестили проезжающие русские путники небольшой родник, вытекающий из лесной чащи, находившейся рядом с деревней. В годы христианизации, спасаясь от крещения,  жители деревни были вынуждены покинуть свои дома и исчезли насовсем в неизвестном направлении. Через некоторое время в опустевшую местность прибыли новые хозяева из деревни Кенар, находившейся в низовьях речки Мелекес. Вскоре вдоль по левобережью и правобережью были построены дома. Так, вблизи  излюбленного  родника с кристально-чистой  и святой водой, переселенцы основывают новое поселение  и по названию речки называют деревню Мелекес.  

По мнению ученых (венгерского филолога Немет), название «Мелекес», произошло от этнонимов угро-тюркских племен «меле» и «кесе», по другим источникам:  из иранского  «мал» - «стоячая вода" и древнетюркского «угуз» - "река".  

В архивных документах  о селе Мелекес (Мәләкәс) упоминается с 1795 года. Но, село основано значительно раньше.  В летописных «Булгарских повествованиях», составленных Хиссам Эд-дин Булгари, упоминается о деревне Мелекес следующее: сообщается, что Тимур-Аксак (Тимерлан) в 1490 году, после посещения последователей в устье «Тоймы»,  из Елабуги  «переправляясь в деревне Мелькас, он поклонился (последователям), войска же квартировали у жителей по реке Каме. Наступила осень и время идти снегу».

Об этнической принадлежности жителей того времени деревни Мелекес говорит  Выпись из писцовой книги Зыбина (конец XVII - начало XVIII веков), воспроизводящая границы земельных владений челнинских крестьян, упоминает и их ближайших соседей. Так, перечисляются, например, крестьянские наделы татарских деревень - Шемелиной, Верхних Шукралей, Верхних и Нижних Куватов, Бичериной, Нижнего и Верхнего Мелекеса. (http://www.kam.ru/history/ermakov/97, История Набережных Челнов В.В. Ермаков «Челнинская история»)  

После падения Казанского ханства в 1552 г.,  ханские земли вдоль больших рек стали дворцовыми, то есть перешли в собственность царской семьи,  и селиться на них разрешалось лишь православным. На новых дворцовых землях особенно ревностно выполнялся царский указ об отселении аборигенного населения от берегов Волги и Камы на 25 верст и заселение их  православными крестьянами.  Татары деревни Мелекес со временем тоже были вынуждены оставить свою деревню, и  выселились, видимо, дальше на восток.

В период строительства Закамских укрепленных линий (1651— 1830 гг.) сюда переводили на работу с нагорной стороны Казанской губернии чувашей, марийцев и удмуртов. Назначались они на разные сроки, но некоторые оставались за Камой и на постоянное жительство (Списки, 1866, с. XVIII). В списках сел старокрещеных татар указаны почти все деревни крещеных татар Мензелинского и Белебеевского уездов Уфимской губернии — Юшады, Мелекес, Савалеево, Маты, Ахманово, Азмеево и другие (ЦГА Б АССР, ф. 138, оп. 2, ед. хр. 47). По всей вероятности,  на тех пустынных землях брошенных деревень  заселились переселенцы-кряшены из Заказанья и центральных районов бывшего Казанского ханства (Матвеев, 1910; Никольский, 1914). В архивных материалах говорится: «Кряшены Мелекеса являются переселенцами Арской и Зюрейской «даруг» ». Причинами переселения в восточные районы указываются наличие свободных земель и  большие природные богатства (Григорьев, 1948, 236).

Часть населения пришла на новые места, уже будучи христианами (крещеные татары и часть чувашей), а другие — мусульманами и язычниками. Крещеные татары в архивных документах и записях Уфимской епархии обозначены как старокрещеные (Златоверховников, 1895, 120—ISO). Так, в записях Уфимской епархии о селе говорится: «Мелекес Уфимского уезда Казанской дороги, ясагиные старокрещены, пришедшие из разных мест; жены взяты из д. Монай, Сейтак, Пяначи, Чабья — Зюрейской дороги, Мортыш — Арской дороги».  (ЦГАДА, ф. 350, оп. 3, ед. хр. 465). Таким образом, село в своей истории имеет крещено-нагайбакские и бесермянские корни. (Исследования кандидата исторических наук М. Глухова, г. Казань).

Часть коренного населения с.Мелекес  называет себя не иначе, как «кряшен», а другая часть не отрицает принадлежности предков к татарским корням,  т.е. «крещенным татарам». Кряшены - субэтнос в составе современной татарской нации. Последнее толкование значения слова "кряшен" в академическом "Толковом словаре татарского языка" (в 3-х томах, 1976-1981), принятое научной общественностью, таково: "Керешен христиан динен кабул иткән татар" (Кряшен - татарин, принявший христианство) - (ТСТЯ, т.II,Казань 1979). Но,  многие представители татар, принявших христианство, никогда не называли себя кряшенами. Условно принимая определение, данное в академическом словаре, можно сказать следующее:

Кряшены (керәшеннәр) - самоназвание крещеных татар. Этноним, по всей вероятности, восходит к историческим керчинам (от санскр. кер - гора + кит. чин -человек), т.е. жители гор, и в прошлом, очевидно служил, этническим названием одного из татарских племен, известных как кераиты (гераиты) - основа населения средневековой Керии - наследницы первого Тюркского каганата. Эта народность часто упоминается практически во всех исследованиях по этнической истории тюрков, в ряду тюркских племен приводится в словаре М. Кашгарского (1073 г.), в работах персидского историка Рашид-ад-дина (XIII в.) С X в. кераиты исповедовали христианство несторианского толка. При образовании самостоятельных Крымского и Казанского ханств (первая половина XV в.) большое число казаков-кераитов во главе с Казы-Гиреем и Улуг (Олуг) Мухамедом оказалось в Крыму и на Средней Волге. Этноним кряшен (керечин), не только как самоназвание, - в татарской огласовке - кэрашен -имеет место в исторических актах XVIII и. (Алишев С.Х.., 1973). Как считал видный этнограф 1-й половины XIX в. профессор Н.И.Воробьев, "эти татары или совсем не были мусульманами, или находились в исламе так мало, что он не проник в их быт" (Глухов М.С. Tatarica: энциклопедия /М.С.Глухов. – Казань: Ватан, 1997. – С.327-334).

Церковь.

В XIX столетии наблюдается сильное отступничество от православной веры. К сравнению:

с. Бурды в приходе: 2450 — старокрещеные татары, 49 — отпавшие в магометанство. с. Савалеево —в приходе: 810 — старокрещеные татары, 52 — чуваш, 231 — отпавшие в магометанство и т.д., Миссионеры направляют свои усилия на строительство церквей. По статистическим данным Уфимской епархии  в с. Мелекес  церковь построена в 1888 г. (на средства Елабужских купцоа Стахеевых).  В приходе насчитывается  2898  старокрещеные татары. 

Церковь  в селе стояла до 1988 года – ровно 100 лет. В советсткие годы здание церкви было использовано и как склад, и как интернат для детей, обучающихся  из близлежащих деревень. Затем церковь была снесена. В 2011 году на месте церкви мелекесцами был проведен обряд освящения. В дальнейшем на том месте ожидается строительство новой церкви

Культура

Культура кряшен. достаточно своеобразна. В условиях изоляции от общей массы татар-мусульман произошла консервация отдельных элементов традиционной культуры, которая со временем переплелась с. христианской культурой. В основном  кряшены близки к казанским татарам. Деревня овражно-речного типа. Усадебные постройки, образующие единый комплекс, состояли из бревенчатых изб (преимущественно двухкамерные жилища типа изба-сени) и хозяйственных построек (клети, амбары, хлева, бани, кладовые, погреба и т.д.). Крыши жилищ покрывались соломой. Традиционным было деление дома на 2 половины: белую (ак өй) и чёрную (кара өй). Почётным местом у кряшен, наряду со светлицей (түр — священное место, расположенное напротив двери),было и местонахождение иконы (кояш почмак, тәре почмак). Жилая часть комнаты делилась перегородкой или занавеской (чаршау) на 2 половины (муж, и жен.). Во внутреннем убранстве жилища широко использовались домотканые полотенца с цветными концами, салфетки и др. Основной мебелью служили сәке, полати, лавки. В конце 19 в. появились некоторые детали городского быта (столы, буфеты, зеркала, часы и т. д.). Одежда во-2-й пол. 19 в.  шилась из холста и пестряди (алача), в кон. 19 нач. 20 вв стали популярны фабричные ткани, хотя в основном они использовались для изготовления праздничной одежды. У кряшен домотканая одежда вышла из употребления значительно позже. Комплекс одежды кряшен: наиболее распространенными были рубахи из белого холста туникообразного покроя, без плечевых швов (покрой, одинаковый для мужчин и женщин). Другой тип женской рубашки с отрезной талией, украшением грудного выреза (изю), с оборками по подолу. Переход к городской одежде произошёл на основе именно такого типа одежды: добавились кокетка и ряд других элементов. У мужских  py6aшек вышивались концы рукавов, подол, у рубашки жениха — приполок. Штаны шились с широким шагом, были одинакового покроя для обоих полов. У мужчин, в начале 20 в. получили распространение штаны городского типа (чалбар). Как у мужчин, так и у женщин были популярны передники. У женщин передник являлся также частью праздничной одежды. В качестве верхней одежды женщин и мужчин до середины 19 в. использовался камзол (у женщин имел приталенную форму). Праздничные камзолы, особенно у девушек, украшались аппликацией из цветных тканей, лент, серебряного позумента и т. д. Характерной летней одеждой как девушек, так и молодых женщин был холщовый джилян. Позже его шили также из фабричных тканей. Праздничные джиляны, особенно у невест, украшались. Весной и осенью носили суконный чекмень (чикмән): мужчины — прямоспинный, женщины — приталенный; женщины носили также приталенный армяк из чёрного сукна. Зимней мужской и женской одеждой служили бешмет, шуба, полушубок, тулуп. У девушек шубы украшались прошивными цветными узорами или аппликацией. Обувью служили лапти татарского образца, суконные (тула оек) и вязаные чулки, сапоги (в т. ч. чәрек башмак), валенки. Головные уборы у мужчин— зимняя шапка из овчины, иногда опушённая по краям мехом; широко бытовал и рус.ский малахай. Летом носили войлочные шляпы чёрного и серого цветов. Позже получили распространение городские фуражки. Девушки обычно не покрывали голову, или носили платок. Женщины носили сурэкэ (головной убор типа рус. «сороки».) Украшения были весьма разнообразны — серебряные монеты, ювелирные поделки с использованием бисера, мелких кораллов и т. д. (на головных повязках, накосниках, шейных украшениях, браслетах и пр.). Основу пищи К.т. составляли мучные и крупяные изделия. Из мясных продуктов предпочтение отдавалось баранине, телятине, говядине; конина и свинина употреблялись редко, мясо кур, гусей, уток — повсеместно.   Широко использовали грибы, а также кровь животных (кан тәбәсе). Молочные продукты разнообразны: молоко, сметана, масло, катык, творог. Основной напиток— чай, употребляют айран, квас, пиво (сыра, непременный напиток на свадьбах), медовые напитки (в т.ч. алкогольные), самогон.

Многие характерные черты бытового уклада кряшен  давно исчезли. Традиционная одежда сохранилась лишь как семейная реликвия. Быт испытал сильное воздействие современной городской культуры. Тем не менее кряшены сохраняют этнокультурную специфику, связанную с исповеданием христианства православного толк

Хозяйство.

Ведущую роль в хозяйсте кряшен изначально играло земледелие с зерновой специализацией (рожь, пшеница, полба, овёс, гречиха, ячмень, горох, чечевица и др.). Из техн. культур возделывали коноплю, реже — лён. Основным орудием вспашки до нач. 20 в. оставалась соха (сука). Огородничество и садоводство были развиты слабо (выращивались картофель, лук, иногда капуста, тыква). Животноводство являлось подсобным, содержали лошадей, коров, овец, коз, свиней (о позднем появлении свиноводства свидетельствует то, что эти животные не фигурировали в традиционных ритуалах и их мясо в обрядовой пище не использовалось). Птицеводство практиковалось широко (куры, гуси, местами утки, индейки). Промыслы были достаточно разнообразны: ткачество, плетение лаптей, обработка дерева, шерсти, кожи, рогожное производство и т. п. 

После Октябрьской революции в 1929 году крестьяне, по велению времени, начинают объединяться в колхоз : 9 хозяйств из деревни отделяются и возле леса обосновывают  новую деревню «Муравей». Но, постановление о том, что в колхозе должно быть не менее 10 хозяйств,  заставляет жителей «Муравей» обратно переселиться в деревнях Мелекес, Куяново, Калинино. В 1931 году колхоз укрупняется и называется «Колхоз имени  Ворошилова». Первым председателем хозяйства становится Василий Евсеев. С 1963 года хозяйство именуется  «Колхоз имени Калинина». В 1999 году хозяйство преобразуется в производственный кооператив им. Калинна. А в 2000 годах кооператив распадается и возникает различные фермерские хозяйства.

Военные годы

В своей истории Мелекес переживает несколько войн. Расположение с. Мелекес  рядом центральной  дорогой («даруг») создает для сельчан как благоприятные условия в мирное время, так и большие  неудобства в смутные, неспокойные времена. Свежа в памяти односельчан годы гражданской войны.  Старики, малограмотные в ту пору, вспоминали: «Явятся «белые»- поклонялись им,  появятся «красные»-приветствовали их». Но, несмотря на мирный прием, и те, и другие отбирали у селян лошадей, продуктов питания, забирали молодых ребят воевать, обижали девушек и женщин. Так, в те годы семья Князевых переживает большую потерю и горе: их красивейшую дочь белые силой увозят с собой. Так она и исчезает. По этим причинам  население, завидев конный отряд, торопилось прятать подросших сыновей и дочерей в подпол. Через деревню проходили под стражей и каторжане, среди которых якобы были и преступники,  осужденные за людоедство. Все это заставляло людей жить в страхе и быть всегда начеку.

В годы ВОВ из Мелекеса призывались на войну  223 человек. Из них 124 воина остались на поле битвы. Среди победителей достоен особого внимания участник боев за взятия Берлина- Мифодеев Василий Павлович. В музее родного края, созданном при школе, хранятся военные награды ефрейтора Мифодеева В.П.: Благодарственное письмо за проявленное мужество и храбрость при взятии городов Берлина, Дрездена, Праги, подписанное Маршалом СССР, командующим I-Украинским фронтом И Коневым; Мифодеев В.П. был награжден Орденом Славы и Орденом Отечественной войны, медалями «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и др.

История школы.

В 1864 открыта была в Казани Центральная крещено-татарская школа. Тимофеев Василий Тимофеевич был назначен ее учителем. После принятия священного сана (1869) его поездки по татарским селениям получили миссионерское значение.  Основное внимание миссионеры епархии обращали на создание школ для крещено-татарского населения с обучением детей на родном языке.

Первая такая школа возникла еще в 1868 г. в селе Мелекес Мензелинского уезда Уфимской губернии. Основана она была на средства елабужского купца Дмитрия Ивановича Стахеева.

 

Первым учителем  в с. Мелекес Мензелинского уезда Уфимской губернии стал Игнатий Тимофеев - младший брат Тимофеева Василия Тимофеевича, о.Василия.  В 1864-66 годах он учился в Казанской крещено-татарская школе. После окончания со 2 января 1967 г. работал учителем в с. Апазово; С ноября 1867 года - учитель во вновь открытой школе с. Карабаян Лаишевского уезда;  С сентября 1868 года - учитель в с. Мелекес Мензелинского уезда Уфимской губернии.

Из истории семьи: В  дальнейшем Игнатий Тимофеев состоял помощником учителя в Казанской крещено-татарской школе, учителем с. Фершампенуаз Верхнеуральского уезда

В 1873 году женился на Марине Софроновой, уроженке с. Мелекес (также одна из первых учениц Центральной крещено-татарской школы).

В 1880 году рукоположен в священники с. Остроленка Верхнеуральского уезда.

1896 года вернулся в Оренбургскую епархию. Умер в 1914 году.

 Сын Игнатия Тимофеева и Марины Софроновой  - Тимофеев Александр Игнатьевич (1881 — 1929) —акушер-гинеколог. Окончил медицинский факультет Казанского университета, работал земским врачом в Пермской губернии. С 1910 г. зав. лабораторией акушерско-гинекологической клиники В. С. Груздева. Защитил докторскую диссертацию. С 1915 г. старший ассистент, а в 1916 г. приват-доцент акушерско-гинекологической клиники Казанского университета, позднее профессор акушерско-гинекологической клиники Томского института. С 1920 г. профессор организованной им акушерско-гинекологической клиники в Казанском университете усовершенствования врачей. А. И. Тимофеев — автор более 30 научных работ.

Общеобразовательными знаниями в церковно-приходских школах ученики овладевали за 3-4 года. "Правила" 1884 г. устанавливали обязательные предметы: обучение детей письму, начальным арифметическим правилам, чтению церковной и гражданской печати, священной истории, молитвам, церковному пению.

Во второй половине XIX века в Казанской епархии сформировалась и развивалась миссионерская и просветительская система. В 1885 г. вышел указ Синода, касающийся духовенства крещенских сел. Он разрешал открыть в Уфимской епархии особые притчи для крещен из татар и башкир. Описание: http://tukay.tatarstan.ru/js/FCKeditor/editor/images/spacer.gifважность перевода основных богослужебных книг на языки местных народов и желательность проповедничества на двух языках (русском и местном). В 80–90-е гг. XIX в. десятки словарей, грамматик и евангелий на татарском и башкирском языках появились в Уфимской епархииОписание: http://tukay.tatarstan.ru/js/FCKeditor/editor/images/spacer.gif

Священник, много потрудившийся над христианским просвещением своих соплеменников-татар Тимофеев Василий Тимофеевич, родом из с.Никифорова  Мамадышского уезда, был практикантом татарского языка при миссионерском отделении Казанской духовной академии. При участии Тимофеева В.Т. были переведены на татарский язык: "Букварь" (Казань, 1862, 3 изд., 1867), кн. Бытия (1863), книгу Премудрости сына Сирахова (1864), Евангелие от Матфея (1866), литургию Иоанна Златоуста и многие священные песни и стихиры. Им же исполнен был перевод на татарский язык полной Псалтири. Тимофееву принадлежат еще "Дневники старокрещеного татарина", изданные под редакцией и с предисловиями Н. И. Ильминского в "Православном Обозрении" (1864 и 1866 гг.) В 1869 году  татарская школа в первый раз услышала полное богослужение на своем родном языке .  В качестве учебников и пособий в них использовались "Священная история Ветхого и Нового Завета" Соколова, "Молитвослов",  "Учение о Богослужении", "Псалтырь", Евангелие, "Букварь" издания Св. Синода, сборники арифметических задач Воронова и Евтушевского.  Существовало и серьезные проблемы в организации учебного процесса. Много учеников и особенно учениц бросали учебу из-за материальных трудностей (не было одежды, обуви), а также из-за необходимости наравне со взрослыми работать по хозяйству. Для поддержки детей из малообеспеченных семей земство изыскивало средства в своем бюджете. В 1891/92 уч. году, например, было организовано их бесплатное питание при училищных столовых. В частности, в Мелекесском училище - 12 человек было охвачено бесплатным питанием. (В.В. Ермаков «Челнинская история»).

После революции церковно-приходская школа с.Мелекес была переименована в начальную школу. До 1924 года там  учительствовал Назарий Денисов,  а 1924-28 годах - супруги Сабанаевы. В 1929 году было построено деревянное здание  школы. В 1949 году начальная школа  стала семилетней. В конце 60-ых годов строится новое здание и одновременно школа принимает статус средней школы. Большой радостью для сельчан стало открытие в 2004 году нового здания школы. Школа стала центром  образования, воспитания, развития и культуры для всего населения Мелекеса и Мелекесского поселения. В 2006 году она стала призером конкурса «Лучшие школы Татарстана», Победителем Всероссийского конкурса  Приоритетного Национального  проекта «Образование» и обладателем гранта в  миллион рублей. Через год она была поощрена  Правительством РТ и Президентом Республики Татарстан  премией в миллион рублей. Так школа обогатила  свою учебно-материальную базу. Сейчас она передовое, современно- оснащенное Миниципальное бюджетное образовательное учреждение «Мелекесская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов».  Внесена в реестр  лучших школ России. Директорами в разные годы работали  Харитонов Илья Иванович, Хусаенов Рафаэль Тимерович, Тимофеева Роза Михайловна. С 2008 года школой руководит Шагалиева Сария Ханифовна- заслуженный работник общего образования РФ, руководитель высшей категории. В коллективе все учителя с высшим образованием, многие имеют правительственные и ведомственные награды: Ахметвалеева Мунира Сагировна- отличник народного просвещения, победитель всероссийского конкурса «Лучший учитель РФ», Амирова Марва Гиздетдиновна- поощрена Почетной грамотой МОиН, и Почетной грамотой МОиН РТ, награждена ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики - медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года», Борисова Галина Николаевна- победитель Всероссийского конкурса «Лучший учитель РФ», Закирова Флера Карамовна награждена Почетной грамотой МОиН РТ, Липатова Зубярзят Масгутовна- победитель Всероссийского конкурса «Лучший учитель информатики»,  Хазеева Назима Муллануровна- победитель Всероссийского конкурса «Лучший учитель РФ», обладатель знака отличия «За заслуги в образовании РТ», Шагалиева Сария Ханифовна - победитель Всероссийского конкурса «Лучший учитель РФ», награждена  памятным знаком отличия МОиН РФ  «За заслуги в образовании», Прокопьева Татьяна Ильинична- победитель республиканского конкурса « Территория Закона» и др. В школе организован музей истории родного края.

Учреждение культуры

Издавна в разгар лета 12 июля в  Мелекес со всего округа съезжались  крещенные татары на празднование Петров день- на праздник «Питрау». Это было своего рода «смотрины»,  поэтому все село готовился на прием гостей.  Когда в 90-ых годах  в Мелекесе возобновили этот праздник и пригласили татар-кряшен всего округа, их встретил вновь организованный  самодеятельный фольклорный  коллектив «Питрау» с блестящей культурной программой,  согласно обычаям  крещенных татар.   Инициатором такого движения  и собирателем всего материала  об обычаях, песнях  Мелекесских кряшен была Раиса Прохорова. Руководителем ансамбля стала - Анисимова Анна Михайловна. Ансамбль  собрал всех любителей песен, танцев- от мала до велика. Первыми на сцену поднялись Анастасия Никифорова со своим сыном Анатолием, снохой Риммой,  внуками Николаем и Ириной, Евдокия Трофимова, Маруся Липатова, Александра Моисеева, Татьяна Терентьева, Евдокия Пантелеева, Анна Иванова – и др. более 30 человек. Им были подготовлены  сценарии и композиции «Проводы», «Солдатские письма», «Свадьба»и др,  «Покрау» (Покров день), «Нардуган» и др. праздники. Солисты ансамбля Семенова Роза Петровна, Лямичева Мария и др участвуют на конкурсах и телевизионных программах «Сандугач керде куңелгә», «Уйнагыз гармуннар», «Жырлыйк әле», «Созвездие - йолдызлык», «Балкыш» и др. По телевидения РТ неоднократно  показывалась передача «Мәләкәстә «Питрау бәйрәме».  «Питрау»- лауреат III-Всесоюзного фестиваля народного творчества, стала признанным фольклорным ансамблем в Республике Татарстан.

Последние годы  успешно работает танцевальный коллектив «Яшьлек» под руководством Солдатовой Татьяны Павловны. Коллектив подготовил более полусотни программ: как танцев  народов мира, так и молодежных, современных танцев. Их выступление- праздник для всего населения. Танцевальный коллектив - победитель и призер многих танцевальных конкурсов, проводимых в г.Набережные Челны и г.Казани. Здесь прослеживается тесное сотрудничество средней школы, Детского сада, Дома культуры, филиалов школы искусства, районного Центра внешкольной работы, Совета ветеранов села и района. Только в тесном сотрудничестве их можно добиться  успеха по воспитанию и развитию детей и подростков.

Библиотека.

Еще в конце XIX века в селе Мелекес  открывается книжный магазин  И. П. Петрова. (В.В.Ермаков. . Очерк истории народного образования) Тогда уж появился интерес к знаниям, к книге, художественной и научно-популярной книге. После революции появился «Избач» –избы читальни, Красный уголок, где можно было  читать имеющиеся  книги.

Библиотека появилась гораздо позднее – в 1964 году в старом деревянном доме. Одна половина предназначалась для медпункта, другая- для библиотеки. Из-за того, что книг было очень мало, библиотекарю, в основном, пришлось работать с периодическим изданием - газетами и журналами. Основной обязанностью библиотекаря было ознакомление население с международным положением, новостями страны, вести различные культурно-просветительные работы, быть агитатором среди сельчан.

Первый библиотекарь- Загидуллина Минсылу, проработавшая до 1970 года. В разные годы библиотекарями работали:

1970-71гг.-Мухаметзянова Г.С.

1971-72-Тарасова Нина Михайловна

1972-73- Храмова Светлана Михайловна

1973-75- Камышова Зоя

1975-76- Салихова Г.

1976-77- Хузина А.Ф.

1977-78- Ахунова Альфия

1978-80- Фомина Елена Петровна

1980-81-0 Садыкова Сирина

1981-84- Бабина Нина

1984-86- Вуклова Валентина Егоровна

1986-88- Губайдуллина Таслима

1988-2001- Васильева Светлана Степановна

2001-2003-Васильева Гульназ

2005-2007- Васильева Светлана

С 2007 года- Фартдинова Лидия Ильинична

В 1977 году по приказу отдела культуры Мелекесская сельская библиотека переводится на баланс единой системы библиотек Тукаевского района. В то время по учету 1976 года в библиотеке насчитывалось  4344 книги.

В 1978 году вводится в эксплуатацию здание Дома культуры «Яшьлек». В новом большом здании располагается  кинозал, библиотека, широкое фойе, кафе, комната для артистов – всему хватает место. В 1990-91 годах в здании Дома культуры был проведен капитальный ремонт. Потолки украшены стеклянными фресками, стены обложены узорными гипсовыми плитами.

На сегодняшний день в библиотеке насчитывается более 9 тысяч книг. Библиотека получает около 20 подписных изданий.

Знаменитые люди села

Мелекес вырастил и дал стране  многих знаменитостей. Среди них:

Р.Терентьев-военный врач, подполковник медицины в запасе;

Б.Анисимов- доктор технических наук;

Н.Евстафьев- доктор экономических наук;

И.Ульянов- кавалер ордена Ленина, заслуженный механизатор;

М.Еремеева- кавалер ордена Славы III-степени;

И.Еремеев-прокурор г. Санкт-Петербург и др.

Со строительством автомобильного гиганта «Камаз»  город  Набережные Челны стал современным европейским городом. А  с ним рядом  обновились, похорошели, благоустроились и села. Мелекес стал пригородным селом, а население- смешанным. В бывшем крещено-татарском селе теперь  дружно, мирно проживают кряшены, татары, русские, чуваши, украинцы и др национальности, уважая друг-друга, культуру, религию разных народов. Строятся все больше красивых домов, все больше и больше  возвращаются люди, некогда предпочитавшие городскую жизнь скромному сельскому быту, -возвращаются на землю своих предков.

 

 

Последнее обновление: 4 апреля 2013 г., 11:08

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International